Новые аспекты в трактовках показателей TNB
Прежде чем рассматривать заявленный вопрос, разумно будет несколько слов сказать о том, что такое TNB, как он измеряется, для чего применяется, под влиянием каких факторов меняется.
· Английской аббревиатурой TNB обозначается показатель общего щелочного числа. Этот параметр обозначает количество щелочных соединений, содержащихся в масле. При работе дизельных двигателей происходит концентрация в поддоне картера органических и неорганических кислот. Именно вышеупомянутые соединения отвечают за их нейтрализацию.
· Единицей измерения выступает миллиграмм гидроксида калия, необходимого для титрования одного грамма подвергающегося тестированию образца. Последний предварительно растворяется в специальном составе-растворителе до установленной точки эквивалентности.
· TNB используется в качестве агрегатора классификации смазочных веществ, а также при составлении производственных стандартов предприятий-изготовителей СМ.
· Уменьшение параметров TNB может происходить под влиянием: характера рецептуры состава; объема содержащейся в дизтопливе серы, биодизельных компонентов; уровня рециркуляции отработанных газов; окисления моторного масла; изменения в большую сторону интервалов замены СМ.
Поскольку технологии не стоят на месте, меняются вместе с ними и представления об интерпретациях и актуальности показателей TNB. В частности, современные рецептуры, широкое использование дизтоплива, имеющего ультранизкое содержание серы, привели к более низким «приемлемым» показателям TNB.
Причем, интерпретация этого факта теперь отличатся от традиционной. Заниженные показатели TNB в наши дни отнюдь не являются свидетельством ускоренной деградации моторного масла. Это лишь отражение процессов модернизации химических составов рецептур составов для тяжело нагруженных ДВС.
Что же это означает? А то, что теперь для проведения качественного и всеобъемлющего анализа моторного масла необходимо опираться не только на показатели TNB, но и учитывать параметры износа, окисления, вязкости и общего кислотного числа TAN.
Говоря о практических выводах, то если в вашем случае TNB снизился до 50-20% — это не повод для паники. Принять правильное решение о замене масла, рационально использовать смазочные вещества поможет совокупная оценка действия вышеперечисленных факторов (TAN, окисление, износ, кинематическая вязкость).