Стандартизация моторных масел по новым классам API1 SP и ILSAC2 GF-6
1 мая 2020 года стартовала процедура стандартизации моторных масел для легкового автотранспорта на бензиновых двигателях. Выполняется она на базе новых классов API1 SP и ILSAC2 GF-6.
Продукция группы API SP имеет ряд преимущественных качеств, отличающих ее от более ранних аналогов класса API SN и API SN PLUS. Прежде всего:
- Новые масла защищают от преждевременно-раннего возгорания топливовоздушной смеси, имеющего неконтролируемый характер (Low Speed Pre Ignition или LSPI).
- Минимизируют износ цепей ГРМ.
- Предохраняют от появления высокотемпературных отложений на поршне и в турбокомпрессоре.
- Отличаются повышенными требованиями по такому параметру, как количество шлама и лака, образующихся маслом.
В том случае, если производитель не указал в своих рекомендациях обратного, продукцию класса API SP можно использовать в качестве заменителя составов предыдущих категорий API: SN, SM, SL, SJ. При этом обратная совместимость не распространяется на масла, разработанные до 2000 года, такие как SH, поскольку они проходят по разряду устаревших. Те модификации, которые соответствуют параметрам вышеперечисленных категорий маркируются знаком «Бублик» (Donut), являющегося фирменным обозначением API.
В качестве самостоятельного класса дополнительного характера выделяются ресурсосберегающие масла. Опознать их можно по особой маркировке (Resource Concerving/Ресурсосбережение). Как правило эти надписи могут размещаться внизу Donut или как сокращение рядом с обозначением категории.
SAE J1423 и последняя версия ASTM D4485 содержат все базовые требования, которые предъявляются к данной дополнительной классификации.
API SP, в контексте критерия ресурсосбережения, фокусируется на:
- Улучшении показателей экономии топлива, в сравнении с SAE 20W-30.
- Оптимальной совмещенности с системами доочистки выхлопа.
- Минимизации объемов высокотемпературных отложений (двигатель, турбокомпрессор).
- Возможности совмещения с этанол-содержащими типами топлива вплоть до Е85.
Упаковка таких масел маркируется знаком «Звезда» (Sturburst). Также встречается такое обозначение как «Щит» (Shield). Последняя означает вязкость SAE 0W-16. Масла такого класса соответствуют всем основным требованиям комитета ILSAC, определяющего критерии отнесения составов именно к «Ресурсосберегающим».
Также стоит отметить, что вплоть до 1 мая 2021 года будет актуальна категория ILSAC GF-5, по своим параметрам соответствующая API SN RC и API SN PLUS RC. После этой даты она утрачивает это свое качество, а обозначение «Звезда» будет запрещено.
Вместо них с мая следующего года будут введены два новых класса - ILSAC GF-6A и ILSAC GF-6B.
- Соответствие API SP Resource Concerving. Это означает, что при сохранении всех преимуществ данной категории, может распространяться на всесезонные масла, имеющие вязкость SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30.
- ILSAC GF-6B предназначен исключительно для масел с вязкостью SAE 0W-16. При этом отсутствует совместимость с более ранними категориями API и ILSAC. Обладает всеми теми же преимуществами, что и GF-6A, соответствует аналогичным требованиям. При использовании рекомендуется свериться с сервисной книжкой вашего авто, дабы применение этого масла не привело к негативным последствиям.
Одним из первых производителей на новые классификации среагировал концерн Chevron, выпустивший для некоторых рынков моторные масла Havoline категорий API SP, API SP Resource Concerving, ILSAC GF-6A и ILSAC GF-6B.